Образовательный процесс

Общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения является нормативно-управленческим документом, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Время действия образовательной программы - с 2013 по 2015 год. Срок действия образовательной программы - 3 года. Образовательная программа характеризует модель процесса воспитания и обучения детей 1 года 6 месяцев до 7 лет, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Программа: • основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования; • разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей раннего и младшего дошкольного возраста; • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие; • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Особенностью образовательного процесса в ДОУ является сочетание двух подходов: индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Индивидуализация образования предполагает реализацию образовательного процесса на основе развития всех составляющих индивидуальность ребенка. Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно вскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, выявить его позитивные стороны, на которые можно опираться в ходе педагогической работы. Идея самоценности индивидуальности и принцип индивидуализации образования реализуются в нашем ДОУ в двух направлениях, с одной стороны, это постоянное наращивание и обновление инвариантной и вариативной части программы, а с другой стороны, определение индивидуальной траектории овладения каждым ребенком комплексной программой. Таким образом, при всем разнообразии форм, методов и содержания образовательной работы с детьми дошкольного возраста, наиболее существенными характеристиками индивидуализированного дошкольного образования являются: -диагностическая основа построения образовательного процесса; -выбор форм, методов и содержания педагогического (в том числе с элементами коррекции) воздействия, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детского развития; -решение задач стимуляции развития ребенка силами педагогов и родителей; -обязательное отслеживание результатов психолого-педагогической деятельности и динамики развития познавательной и личностной сферы ребенка. Одной из форм, позволяющих учитывать интересы, склонности и способности ребенка, является портфолио дошкольника. Портфолио дошкольника рассматривается в качестве «копилки» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду; информации о результатах воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, позволяющего констатировать, анализировать, корректировать динамику и содержание индивидуальных позитивных изменений и приоритетов ребенка-дошкольника на возрастных этапах дошкольного детства. Введение портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Интеграция обозначает - восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным В основе реализации интегрированного подхода к непосредственно образовательной деятельности лежит принцип эмоционального восприятия. Ощущение и восприятие в дошкольном возрасте - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым. Интегрированный подход раскрыл творческий потенциал у детей дошкольного возраста. В игровой форме произошло соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная непосредственно организованная образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перегрузку. Эмоционально развивает детей, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы МКДОУ. Инвариантная часть реализуется через организацию непосредственно образовательной деятельности (НОД) и составляет 80 % от общего нормативного времени, отводимого на усвоение основной программы. В инвариантной части учебного плана • для детей раннего дошкольного возраста планируется 10 занятий в неделю (одно - в первую и одно – во вторую половину дня), • для детей младшего дошкольного возраста – 11 занятий в неделю, • для детей среднего дошкольного возраста – 12 занятий в неделю, • для детей старшего дошкольного возраста – 15 занятий в неделю, • для детей подготовительной к школе группы – 17 занятий в неделю. Вариативная (модульная) часть составляет 20 % от общего нормативного времени. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста (СанПиН 2.4.1. 3049 -13): а) первая половина дня: -ранний дошкольный возраст (1-я младшая группа) – 1 непосредственно образовательная деятельность продолжительностью 10 минут; -младший дошкольный возраст (2-я младшая группа) – 2 непосредственно образовательных деятельности общей продолжительностью 30 минут; средняя группа - 2 непосредственно образовательных деятельности общей продолжительностью 40 минут; - старший дошкольный возраст (старшая группа) 2 вида непосредственно образовательной деятельности общей продолжительностью 45 минут; подготовительная группа – 3 вида непосредственно образовательной деятельности общей продолжительностью 90 мин. б) вторая половина дня: - ранний возраст (1-я младшая группа) – 1 непосредственно образовательная деятельность продолжительностью 10 минут; -старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы) – 1 непосредственно образовательная деятельность продолжительностью соответственно 25и 30 минут не более 3 раз в неделю. Это отражено в представленном учебном плане детского сада, целью которого является оптимизация педагогического процесса в рамках современного образования, достигаемая через определение интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок для воспитанников каждой возрастной группы в течение недели. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: • «Физическая культура», • «Здоровье», • «Безопасность», • «Социализация», • «Труд», • «Познание», • «Коммуникация», • «Чтение художественной литературы», • «Художественное творчество», • «Музыка». В целях оптимизации интеллектуальной нагрузки воспитанников со второй младшей группы введено третье физкультурное « дело» - непосредственно образовательная деятельность, которое проводится на улице в форме обучения спортивным и подвижным играм.

 

О Федеральных государственных образовательных стандартах

       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.               

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к :

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

         В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

 

Учебный план МКДОУ Абалаковского детского сада №1

Учебный план

непосредственно - образовательной деятельности детей

раннего дошкольного возраста (1)

Реализация образовательной области

Инвариантная часть

Кол-во

время

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Физическая культура"

Физическое развитие

2

20 мин

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

"Коммуникация"

Речевое развитие

1

10 мин

"Познание"

Мир природы

1

10 мин

Первые шаги в математику

1

10 мин

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальный мир

1

8 мин

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Музыка"

Мир музыки

2

16 мин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1

8 мин

Лепка

1

8 мин

ИТОГО

10

1ч. 30 мин

Дополнительное образование (вариативная часть)

Театральная студия "Маска"

1

10 мин

 

 

 

ИТОГО

11

1ч. 40 мин

ВСЕГО:                                                                   Инвар. часть:

                                                                                   

                                                                                  Вариат. часть:

1 час 30 мин (недельная нагрузка)

10 минут в неделю

               Учебный план 

непосредственно - образовательной деятельности детей

младшего дошкольного возраста (2)

Реализация образовательной области

Инвариантная часть

Кол-во

время

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Физическая культура"

Физическое развитие

3

45 мин

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

"Коммуникация"

Речевое развитие

1

15 мин

"Познание"

Мир природы

1

15 мин

Первые шаги в математику

1

15 мин

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

"Социализация"

Социальный мир

1

15 мин

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Музыка"

Мир музыки

2

15 мин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование / лепка

1

15 мин

ИТОГО

10

2ч. 30 мин

Дополнительное образование (вариативная часть)

Театральная студия "Маска"

1

15 мин

 

 

 

ИТОГО

11

2ч. 45 мин

ВСЕГО:                                                                   Инвар. часть:

                                                                                   

                                                                                   Вариат. часть:

2 часа 30 мин

(недельная нагрузка)

15 минут в неделю

                     Учебный план 

непосредственно - образовательной деятельности детей

средней группы

Реализация образовательной области

Инвариантная часть

Кол-во

время

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Физическая культура"

Физическое развитие

3

60 мин

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

"Коммуникация"

Речевое развитие

1

20 мин

"Познание"

Мир природы

1

20 мин

Первые шаги в математику

1

20 мин

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Музыка"

Мир музыки

2

40 мин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование / аппликация

1

20 мин

ИТОГО

9

3 часа

Дополнительное образование (вариативная часть)

Театральная студия "Маска"

1

20 мин

 

 

 

ИТОГО

10

3ч. 20 мин

ВСЕГО:                                                                   Инвар. часть:

                                                                                   

                                                                                   Вариат. часть:

3 часа

(недельная нагрузка)

20 минут в неделю

              Учебный план

 непосредственно - образовательной деятельности детей

 старшей группы

Реализация образовательной области

Инвариантная часть

Кол-во

время

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Физическая культура"

Физическое развитие

3

75 мин

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

"Коммуникация"

Речевое развитие

1

25 мин

"Познание"

Мир природы

1

25 мин

Первые шаги в математику

1

25 мин

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Музыка"

Мир музыки

2

50 мин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1

25 мин

Художественное конструирование / Ручной труд

1

25 мин

Лепка / аппликация

1

25 мин

ИТОГО

11

5 часов

Дополнительное образование (вариативная часть)

Театральная студия "Маска"

1

25 мин

 

 

 

ИТОГО

12

5ч. 25 мин

ВСЕГО:  &n size=bsp;                                                                Инвар. часть:

                                                                                   

                                                                                   Вариат. часть:

5 часов

(недельная нагрузка)

25 минут в неделю

                      Учебный план

 непосредственно - образовательной деятельности детей

 подготовительной группы

Реализация образовательной области

Инвариантная часть

Кол-во

время

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

"Физическая культура"

Физическое развитие

3

90 мин

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

"Коммуникация"

Речевое развитие

1

30 мин

Обучение грамоте

1

30 мин

"Познание"

Мир природы

1

30 мин

Первые шаги в математику

1

30 мин

"Чтение художественной литературы"

Ребенок и книга

2

60 мин

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

"Социализация"

Социальный мир

2

60 мин

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

 

"Музыка"

Мир музыки

2

60 мин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1

30 мин

Художественное конструирование / Ручной труд

1

30 мин

Лепка / аппликация

1

30 мин

ИТОГО

16

8 часов

Дополнительное образование (вариативная часть)

Театральная студия "Маска"

1

30 мин

 

 

 

ИТОГО

17

8ч. 30 мин

ВСЕГО:                                                                   Инвар. часть:

                                                                                   

                                                                                   Вариат. часть:

8 часов

(недельная нагрузка)

30 минут в неделю

                     

Режим работы МКДОУ Абалаковского детского сада №1

в теплый и холодный период

 

 

 

Расписание организации непосредственно образовательной деятельности